Тест стереоресивера Cambridge Audio AXR100: главное — не мешайте

18.05.20

В разделе вопросов читатели регулярно спрашивают, что лучше взять — усилитель или ресивер. Проблема в том, что сейчас грань между ними очень серьезно размылась: и те, и другие стали заметно функциональнее, чем на заре этого разделения. С одним из современных представителей категории достаточно бюджетных стереоресиверов мы и познакомились в этом тесте.

Как в давние времена

Традиционно стереоресивер объединял в одном корпусе три устройства: предусилитель, усилитель мощности и FM-радио. Если посмотреть на описание интегрированного усилителя, то он состоит из преда и мощника, без радио. А с учетом того, что радио сейчас не так уж и популярно, по функционалу два этих устройства выходят практически идентичными. AXR100 вполне можно воспринимать как самый мощный интегральник в линейке устройств AX от Cambridge Audio: усилительный модуль у него выдает 100 Вт на канал на 8 Ом в классе AB.


Ресивер, как следует из названия такого типа устройств, создан для приема сигналов из самых разных источников, поэтому входов у него должно быть много — и здесь AXR100 на уровне. Аналоговых аж пять, из них один связан со встроенным MM-фонокорректором, а один в формате 3,5-мм разъема выведен на фронтальную панель. Есть пара оптических, коаксиал, простенький Bluetooth — даже без поддержки aptX. Для полного счастья недостает разве что USB: на задней панели есть только сервисный порт, который также можно использовать для подзарядки устройств. Ну и, конечно же, есть FM/AM-радиоприемник — без него ресивер не был бы ресивером. Сигнал девайс готов выводить на две пары акустики, на наушники и на сабвуфер с фиксированным срезом на 200 Гц на 12 дБ на октаву.

Подключить к нему можно практически все что угодно — кроме USB-источников, разве что

Внешность у него под стать другим аппаратам линейки AX: два оттенка серого, более темным оформлена изрезанная вентиляционными отверстиями крышка, более светлым, поблескивающим — фронтальная панель. По центру — небольшой экран, под ним — россыпь кнопок, с помощью которых можно выбрать нужный вход. Справа выступает шайба регулятора громкости, которая крутится очень мягко, слева расположены кнопки включения, управления воспроизведением и 6,3-мм разъем для наушников. Еще на фронтальной панели в уголке скромно чернеет вход AUX. В комплекте с ресивером идет такой же лаконичный пульт.

Что-то пошло не так

Ресивер предназначен для работы с большим количеством источников, поставляющих самый разный контент, поэтому я его основательно помучила. Изначальный сетап был достаточно логичный: песни играли с Naim Uniti Core, шли через ресивер и выводились на Dali Oberon 5.


И было скучно. По ощущениям ресивер вел себя, как ленивый охранник на стоянке — только лишь меланхолично поднимал шлагбаум, пропуская машины-сигналы, никоим образом не вмешиваясь в процесс. Звук у этой связки получился нейтральный, граничащий с простотой. Каких-то тончайших нюансов в нем не расслышать, но ярчайшие были вполне на своем месте и не выбивались из картины.

Ресивер четко показал звуковой почерк DALI: стоунер в исполнении Samsara Blues Experiment звучал чисто, не сливался в грязь, но при этом играл слишком светло, теряя шаманскую густоту. Свист и цыканье духовых этот комплект любит явно больше, чем массивную, плотную тубу и полновесно истерящий саксофон. Сочного баса не было — был четкий и контролируемый, без послезвучий и зависаний, да и в принципе ничего лишнего не звучало. Иногда казалось, что ресиверу недостает диапазона и макродинамики: контраст между тихими, едва заметными моментами в композициях и бурляще-кричащими был не таким уж явным.

 
Компоновка плотная — на то он и ресивер

А вот в чем этот комплект себя безусловно хорошо проявил, так это в озвучке фильмов. Я поступила совершенно не по-аудиофильски и через фронтальный 3,5-мм вход подключила ноутбук с «Рок-н-ролльщиком» — потому что бюджетную технику, тем более настолько многофункциональную, обычно покупают для того, чтобы использовать на полную, к тому же иногда не самым оптимальным образом. И Cambridge с DALI позволили сполна насладиться едва понятными британскими акцентами. Позиционирование образов хорошее, звуковая картина дает ощущение пространства, небольшого, но достаточно свободного. Четко, звонко, резко звучал момент с пощечинами — но, с учетом светлоты DALI, ему не хватало глубины.

Увесистый и симпатичный пульт — в цвет крышки

В целом стереокартину ресивер с этой акустикой строит вполне осязаемую: картинка в пространстве не размазана, может, чуть упрощены стереоэффекты, но чувствуются они хорошо. В геймплейном ролике «DOOM Eternal» кровища разлетается в правильных направлениях, понятно, в какой точке карты что-то только что взорвалось, а мелкие пиликанья интерфейса четко переливаются, вовремя привлекая внимание.

Больше драйва, больше жизни

Но чего-то мне недоставало, поэтому для полноты картины мы с ресивером включили еще и Tannoy Platinum F6. И с этой акустикой AXR100 сдружился, как мне показалось, плотнее: звук стал живее, масштабнее, хоть и остался светловатым, но возрос уровень четкости и разборчивости, эмоциональности, что явно пошло комплекту на пользу.

Даже с достаточно светлой акустикой AXR100 выдавал хорошо очерченный, быстрый бас. Мне немного не хватало плотности и массивности, но тем не менее в саундтреке того же «DOOM» связка Cambridge и Tannoy вполне смогла додать мяса, может, чуть спрятав поглубже фоновый хор за жужжащим джентом.


Правда, здесь ярко себя проявила другая особенность ресивера, связанная с построением сцены. Она не очень крупная, достаточно плоская, и в треках, в которых много инструментов и просто много всего одновременно происходит, все события будто бы жмутся друг к другу поближе, теряя воздух. В более расслабленных мелодиях с небольшим количеством инструментов ресивер чувствует себя увереннее, добавляет им объема и глубины. При этом на детальности особенность не сказывается — она скорее превращает масштабные и эпичные мелодии в более интимные. Вполне может быть, что с колонками покрупнее этот эффект исчезнет — хотя Platinum F6 не совсем уж и крошки.

С другой стороны, можно еще и выкрутить громкость посильнее — это AXR100, как выяснилось, любит. Орать ему понравилось, особенно хорошо он себя чувствовал на наиболее апокалиптичных мелодиях Nine Inch Nails. Их слушать было в правильной степени больно, и при этом эмоции в вокале Трента Резнора и многослойность композиций никуда не девались — а с многослойностью и громкостью проявился масштаб.

На дисплей выводятся название активного входа и уровень громкости в пунктах

Показалось, что ресиверу очень легко переступить ту грань, где несложность и комфорт звучания переходят в скуку. Да, мы говорим о бюджетном аппарате, хоть и старшем в линейке, но музыку на нем слушать все равно должно быть интересно — и этого удалось добиться с Tannoy. Охранник, который поднимал шлагбаум в начале теста, оживился, начал приветствовать владельцев, рассматривать, что происходит вокруг, предлагать, куда лучше поставить машину, шутить о погоде. Так что к подбору акустики нужно подойти ответственно: такое ощущение, что с чем-нибудь покрупнее, побасовитее и поплотнее он будет себя чувствовать лучше. Сил у него, я думаю, вполне достаточно.

Не с каждым раскроется

В нашем современном мире бал правит многофункциональность — и поэтому популярность стереоресиверов не падает, а наоборот, растет. К ним можно подключить все, что угодно — и единственное, чего в плане разъемов не хватает в AXR100, так это USB. Даже фонокорректор есть, хоть и простенький MM, но все же.


Удивительно, но сам характер ресивера достаточно сильно теряется за характером подключенной к нему акустики. Он подробный, четкий, готовый орать почти во всю мощь своего усиления, строить хоть и некрупную, но все-таки осязаемую сцену — но ему нужна акустика, которая его планы не спутает. Иначе на смену готовности отыграть все, что ему дадут, приходит скука.

А так ресивер выдает увлекательный, собранный в кучку и детальный звук. И дури ему для этого более чем хватает.

Достоинства: детальный и подробный звук, четко очерченный бас, ненапряжное, но увлекательное звучание.

Недостатки: сам по себе достаточно нейтрален и активно подчеркивает особенности акустики, строит небольшую сцену.

Паспортные данные

  • Выходная мощность: 2 х 100 Вт (8 Ом)
  • Диапазон частот: 5 Гц – 50000 Гц (-3 дБ)
  • Соотношение сигнал/шум: более 82 дБ
  • Коэффициент гармонических искажений: менее 0,01% (1 кГц)
  • ЦАП: 24 бит/192 кГц
  • Входы: Phono, 4 линейных RCA, линейный mini-jack (на передней панели), коаксиальный, 2 оптических
  • Выходы: 6,3 мм наушники, RCA запись, выход на сабвуфер, USB для питания внешних устройств
  • Входной импеданс: 47 кОм
  • Дополнительно: FM/AM-радио, Bluetooth
  • Разъемы для подключения АС: четыре пары винтовых клемм (на две системы)
  • Габариты: 430x110x340 мм
  • Масса: 8,1 кг

Источник: stereo.ru


Ссылки: Cambridge Audio